Журнал реализует исследовательские задачи в отношении изучения жизненных процессов, относящихся ко всем сферам жизни: биологическим, экологическим, антропологическим и личностным (психологическим, персонологическим), социологическим, культурологическим, космистским (глобальным эволюционным).(Исключение составляет только сфера политических исследований, учитывая сложности реализации здесь собственно реалистических научных подходов).
Одновременно, Журнал строго ориентирован на цели развития современных форм (нео)Аристотелизма, таким образом охватывая исследования (и приветствуя направление авторами научных статей, отражающих подобного рода исследования) во всех мыслимых направлениях в развитии современной науки и философии, которые имеют дело с изучением процессов жизни (в широком смысле). Необходимым условием для представляемых работ является их рациональный характер, т.е. доступность для критического рассмотрения и анализа со стороны членов Биокосмологической ассоциации (БКА).
В начальной стадии построения БКА, основные направления в развитии Биокосмологических исследований могут быть выражены в формуле «Био-3/4» (эти вопросы стали предметом для рассмотрения и обсуждения на Первом семинаре в июле 2010 г., и являются темой для следующей встречи в июле 2011 г.). Здесь:
1. «Био-» (с заглавной буквы)— Био-универсальность — означает поиск глобальных (универсальных) подходов к изучению процессов жизни на всех уровнях ее организации (биологическом, экологическом, личностном, социокультурном, космистском). Другими словами, «Био-» прежде всего означает обнаружение и рациональное обоснование универсальных оснований для всех видов жизненных процессов на всех уровнях организации жизни на Земле. Не случайно, что первоначальный смысл «bios-» (от греч. Bios) означает «жизнь», т.е. все формы жизни. В настоящее время мы обладаем объективной истиной (как минимум с момента открытия структуры ДНК Уотсоном и Криком, в 1953 г.) – что все процессы жизни целостны в психосоматическом отношении и универсально организованы в структурно-функциональном отношении. Таким образом, где бы мы не приступали к изучению «био-» (в биологии, биоэтике, биогенетике, биосистемах, биотехнологиях, биосфере,биомедицине, биоэкономике и т.д.), — мы в конечном итоге всегда будем иметь дело с универсальным «Био-» (Био-логией, Био-этикой, Био-генетикой, Био-системами, Био-технологиями, Био-сферой, Био-медициной, Био-экономикой и т.д.). В сущности, здесь речь идет о необходимости разрешения современного «глобального парадокса универсальности». Этот парадокс имеет следующее выражение: с одной стороны, объективная реальность такова, что все процессы жизни являются универсальными в своей организации; но с другой стороны, тем не менее (причем. на глобальном уровне), современные науки о жизни (изучающие не только биологические, но в равной мере личностные и социокультурные вопросы, т.е. — изучающие жизненные процессы на всех уровнях организации и эволюции жизни) — по-прежнему совершенно отделены друг от друга и принципиально несовместимы в своих теоретических и методологических основаниях.
2. Трёх-мерность — где в качестве универсального основания выступает принцип Триадичности — это «3» в формуле. Здесь, Триадичность означает, что все жизненные процессы (и любая исследуемая область жизни, на любом уровне организации) характеризуются необходимым одновременным активным существованием трех автономных сфер жизнедеятельности — двух полярных (диаметрально противоположных) и третьей, являющейся промежуточной, но имеющей фундаментальное значение, поскольку именно ее существование делает возможным (выступая в качестве основания) сам переход от доминирующего влияния одного полюса — к другого полюса целостной организации процессов жизнедеятельности. Существенно, что эта Третья (промежуточная, фундаментальная) сфера также существует автономно и, также, в переходную стадию жизнедеятельности целостного организма, — она имеет доминирующее влияние для жизненных процессов данного органа. Естественно, что Третья сфера жизни имеет системы связи с обоими полюсами управляющих влияний организма (как и собственные разнополярные системы управления) — для реализации интегративных функций: своих собственных (в отношении управляемого органа) и организма в целом (здесь выступая уже в качестве управляемого звена).
Этот (Триадический) паттерн эффективной жизнедеятельности целостного организма может быть показан на примере (из физиологии) функционирования вегетативной нервной системы (ВНС), которая состоит из трех (в равной степени автономных) частей: парасимпатической (ПНС), (орто)симпатической (ОСН) и метасимпатической нервной систем (МНС); последняя в англоязычном научном мире имеет разные обозначения, включая «энтеральная нервная система»). В целом, вегетативная нервная система имеет именно триадическую (трехмерную) структуру, состоящую из двух диаметрально противоположных (полярных) сфер — ПНС и ОНС; и третьей промежуточной фундаментальной области жизни — МНС.
В целом, важно подчеркнуть (для авторов журнала «Биокосмология — нео-Аристотелизм») особое (краеугольное) значение метода «существенной метафоры» — фундаментального моделирования, используемого в Биокосмологическом подходе. Суть здесь состоит в том, что основываясь на первичном реалистическом принципе универсальной организации всех уровней и процессов жизни, — у нас появляется реальная возможность использовать знание уже доказанных научных законов (применяемых на данном уровне научного знания, например, физиологическом) — перенести этот научный принцип на другой уровень, например, — для понимания социокультурных процессов жизни («метафора», от др.-греч. μεταφορά – «перенос», – перенесение смысла с одного класса для описания предметов другого класса). Прекрасными моделями Триадической (триединой) организации жизненных процессов (в плане их изученности) является, например, чередование циклов функциональной активности и восстановления (регенерации, роста, накопления), как Систола и Диастола, или Бодрствование и Сон; наряду с промежуточными фундаментальными (переходными) состояниями; или же вышеприведенный пример 2-х полярных (парасимпатической и ортосимпатической) и третьей фундаментальной промежуточной (метасимпатической) нервных автономных (суб)систем, составляющих отделы единой вегетативной автономной нервной (супер)системы.
Не менее полезным и плодотворным является обратный «перенос», например, из сферы общественных и культурных процессов в область физиологических процессов. Например, как это доказал еще в конце 1930-х годов русско-американский социолог Питирим Александрович Сорокин (причем он это сделал на основании колоссального эмпирического материала, проработав с помощниками не менее 100.000 научных источников по изучаемым вопросам), – обосновав реальность одновременного автономного существования, но поочередного циклического доминирования – противоположных Сенсуальной и Идеациональной социокультурных суперсистем, а также Третьей автономной сферы – фундаментальной промежуточной – Интегральной культурологической суперсистемы.
3. Четырёх-причинность — в свою очередь, именно на основании использования универсального принципа Триадичности (таким образом, воспринимая тройственную и триединую цикличность в организации жизненных процессов), — становится возможным вернуть в научную сферу все Четыре — «4» — основные космические (Аристотелевские) причины (движущие силы): c. Materialis, c. Formalis, c. Efficiens, c. Finalis; и где последняя имеет ведущее значение для целостной организации изучаемого явления. Именно всеобъемлющее и интегративное рассмотрение всех 4-х (основных космических) — этиологических — причин приведет к реализации универсальных научных исследований вопросов, касающихся всех сфер жизненных процессов и явлений.